Сайты образовательных организаций Тюменской области

Конспект урока русского языка 10 класс. Учитель русского языка первой квалификационной категории Замякина Наталья Валентиновна

 

Тема урока: Язык и речь. Основные требования к речи.

Учитель русского языка первой категории Замякина Наталья Валентиновна

Цель урока:

Предметные результаты:

— разграничить лингвистические понятия «язык» и «речь»,

— совершенствовать навыки работы с научно-учебным, лингвистическим, текстом, уделяя одновременно внимание повышению письменной грамотности обучающихся.

Личностные результаты:

— формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Метапредметные результаты:

— совершенствовать способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению (регулятивные УУД),

— совершенствовать умение использовать знаково-символические средства для решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, структурировать знания (познавательные УУД),

— развивать речевую деятельность (коммуникативные УУД).

Эпиграф урока:

Нам дан во владение самый богатый, меткий,

могучий и поистине волшебный русский язык.

К.Г.Паустовский

1. Слово учителя:

       Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его «модными», на их взгляд, словами? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много.

       А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, – один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру.

Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое…

       Продолжите ряд противопоставлений: сильное – слабое, правильное – неправильное, родное – чужое, выразительное – невзрачное, величественное – скверное, живое – мёртвое.
Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса: как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?

– Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними.

– Для чего могут использоваться средства выразительности?

– Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.

2. Работа в группах.

Этапы урока для каждой группы носят примерный характер, последовательность и время их выполнения могут меняться по ходу урока.

1 группа

2 группа

3 группа

1.Подготовка к ЕГЭ.

А5. Синтаксические нормы.

А3. Морфологические нормы.

Вопрос: На что вы обращали внимание при выполнении данного задания?

1.Работа с материалом учебника: стр. 14-17. Составить схему-конспект: «Понятие «язык» и «речь». «Противопоставление понятий». «Формы и типы речи». Подготовить краткое устное сообщение.

2.Проанализировать предложенные 2 и 3 группой схемы-конспекты. Подготовить краткое устное сообщение.

2.Упражнение 15 (II) стр.20 из учебника. Дополнительные задания к упражнению в форме ЕГЭ.

Проверка.

2.Упражнение 177 стр.76 из дидактических материалов.

3.Упражнение 11 (2 и 3 абзац) стр.17-18 из учебника. Дополнительные задания к упражнению в форме ЕГЭ.

Проверка. Вопрос: Какую дополнительную информацию можно получить из данного текста?

3.Упражнение 184 стр.81 из дидактических материалов.

4.Тестирование в формате ЕГЭ: А3 и А5.

Проверка.

4.Подготовка к ЕГЭ: средства выразительности языка (В8). Карточки-конструкторы. Дополнительное задание: составить предложения, используя какой-нибудь троп.

4. Подготовка к ЕГЭ: средства выразительности языка (В8). Кроссворд «Стилистические фигуры речи». Дополнительное задание: составить с данными словами предложения.

5.Вывод по теме урока: Основные требования к речи. Заслушивание творческих работ по теме учащихся 3 группы.

6.Домашнее задание.

Упражнение 83 стр. 72 по заданию учебника.

6.Домашнее задание. Упражнение 154 стр. 115 (часть I) по заданию учебника. Текст необходимо списать в тетрадь.

6.Домашнее задание. Упражнение 154 стр. 115-116 (часть II) по заданию учебника. Текст необходимо списать в тетрадь.

3. Итог урока. Оценки.

 

Урок русского языка в 10 классе. 11.04.2013

Тема урока: Язык и речь. Основные требования к речи.

План работы 1 группы

1.      Повторение. Подготовка к ЕГЭ.

А5. Синтаксические нормы.

Задание: Составить словосочетания или предложения с приведёнными предлогами:

благодаря, согласно, вопреки.

А3. Морфологические нормы.

Задание: Составить словосочетания с каждым из приведённых ниже слов, используя в качестве зависимого слово в скобках.

избегать – уклоняться (ответственность)

отзыв – рецензия (книга)

полный – наполненный (вода)

рассердиться – рассержен (шутка приятеля).

2.      Теоретическое изучение темы урока.

Проанализировать предложенные 2 и 3 группой схемы-конспекты.

Подготовить краткое устное сообщение (В случае затруднения можно обратиться к материалу учебника: стр.14-17).

3.      Практическая работа.

Упражнение 11 (2 и 3 абзац) стр.17-18. Задание:

1.Списать 2 и 3 абзац данного текста, применяя правила правописания.

2. Указать слова, образованные путём перехода одной части речи в другую.

3. В предложениях 3 абзаца найти однородные члены, обозначить их графически.

4.Среди предложений 2 абзаца найти вводное слово.

5. Среди предложений 2 абзаца найти краткое причастие, выполнить его морфемный разбор.

4.      Тестирование в формате ЕГЭ: А3 и А5.

А3.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1.      Нехватка в деньгах

2.      Наградить премией

3.      Обрадоваться возвращением друга

4.      Предупредить опасность

5.      Регулировать процессом

6.      Вера в победе

А5.Укажите предложения с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1.      Благодарясистемы условностей возник особый язык византийской живописи.

2.      Благодаря творчества Глинки русская музыкальная школа достигла признания в Европе.

3.      Согласно приказа директора въезд транспорта на территорию предприятия запрещён.

4.      Благодаря разумному графику подготовки студенты успешно сдали экзамен по истории.

5.      Согласно распоряжения премьер-министра, аудио- и видеопродукция теперь будет добавлена в перечень товаров, которые не разрешено продавать вне стационарных мест торговли.

6.      Вопреки желания больного его положили в больницу.

5.      Сформулируйте вывод по теме данного урока.

6.      Домашнее задание.

Упражнение 83 стр. 72 по заданию учебника

Урок русского языка в 10 классе. 11.04.2013

Тема урока: Язык и речь. Основные требования к речи.

 

План работы 2 группы

1.      Теоретическое изучение темы урока.

Используя материал учебника на стр.14-17, составить схему-конспект на одну из тем: «Понятие «язык» и «речь».

 «Формы и типы речи».

Подготовить краткое устное сообщение.

2.      Практическая работа №1.

Упражнение 15 (часть II) стр.20.

Задание:

1.Списать текст, соблюдая правила оформления диалога.

2.Проведите наблюдение над особенностями диалогической речи в них.

3.Укажите слова с орфограммой «Безударные гласные в корне слова».

4.Найдите обособленное распространённое приложение, относящееся к личному местоимению.

5.Укажите предложения с обращением, с вводным словом.

3.      Практическая работа №2.

Упражнение 11 (2 и 3 абзац) стр.17-18.

Задание:

1.Списать 2 и 3 абзац данного текста, применяя правила правописания.

2. Указать слова, образованные морфолого-синтаксическим способом (т.е. путём перехода одной части речи в другую).

3. В предложениях 3 абзаца найти однородные члены, обозначить их графически.

4.Среди предложений 2 абзаца найти вводное слово.

5. Среди предложений 2 абзаца найти краткое причастие, выполнить его морфемный разбор.

4.      Подготовка к ЕГЭ: средства выразительности языка (В8).

Работа с карточками-конструкторами.

Дополнительное задание: составить предложения, используя какой-нибудь троп.

5.      Сформулируйте вывод по теме данного урока.

6.      Домашнее задание.

Упражнение 154 стр. 115 (часть I) по заданию учебника. Текст необходимо списать в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка в 10 классе. 11.04.2013

Тема урока: Язык и речь. Основные требования к речи.

План работы 3 группы

1.      Теоретическое изучение темы урока.

Используя материал учебника на стр.14-17, составить схему-конспект на тему

«Противопоставление понятий «язык» и «речь».

Подготовить краткое устное сообщение.

2.      Практическая работа №1.

Упражнение 177 стр.76 из дидактических материалов.

Задание:

1.Какую дополнительную информацию вы получили из приведённых текстов? Запишите её.

2.Дайте толкование научных (лингвистических) терминов: связность, цельность, коммуникация.

3.Что входит в понятие текстуальность?

4.Как вы понимаете слова обряд, ритуал? Какие бывают обряды, ритуалы?

3.      Практическая работа №2.

Упражнение 184 стр.81 из дидактических материалов.

Задание:

1.На основе приведённых высказываний римского поэта Горация и французского философа Гельвеция составьте текст, озаглавьте его.

4.      Подготовка к ЕГЭ: средства выразительности языка (В8).

Подготовка к ЕГЭ: средства выразительности языка (В8). Кроссворд «Стилистические фигуры речи».

Дополнительное задание: составить с данными словами предложения.

5.      Сформулируйте вывод по теме данного урока.

6.      Домашнее задание.

Упражнение 154 стр. 115-116 (часть II) по заданию учебника. Текст необходимо списать в тетрадь.

Кроссворд  «Стилистические фигуры речи»

По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.

 

Дата размещения: 05.09.2014


НОВОСТИ
Архив новостей