Сайты образовательных организаций Тюменской области

Точка опоры

О региональном проекте «Точка опоры»

Информация о специалистах, владеющих необходимыми компетенциями для оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам по вопросам развития, воспитания и образования детей

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ смотреть pdf

Советы школьного психолога смотреть pdf

Уважаемые родители,

если Вас возникли вопросы по воспитанию, обучению, развитию детей Вы можете обратиться для решения возникшей проблемы в любой удобной для вас форме:

— непосредственно к нашим специалистам (см. вкладку «Список консультантов»);

— руководителям координационных советов (см. приложение ниже);

— муниципальному супервизору.

Специалист либо сам проведет консультацию в рамках своей компетенции, либо поможет Вам найти специалиста, компетентного в решении волнующих Вас вопросов.

Как справиться с детской истерикой?

Каждый взрослый иногда сталкивается с детской истерикой, каждый помнит, какой нагрузкой (психологической и физиологической) она сопровождается. Как быть?

Вот что советуют психологи:

Помните, что даже самые замечательные мамы оказываются в таких ситуациях, и дело тут не в маме, а в темпераменте и характере вашего ребенка.

Задумайтесь над причиной истерики ребенка:

a) Ребенку не хватает вашего внимания, и он таким способом стремится завоевать его (такая привычка очень быстро закрепляется и часто используется и во взрослой жизни);

б) Ребенок манипулирует вами, он привык таким способом добиваться всего, что он хочет.

Отличить манипуляцию нелегко, но понаблюдайте за своим ребенком: как именно он плачет, что помогает ему успокоиться.

Если вы поняли, что вами манипулируют, дайте ребенку понять, что вы не одобряете его действия;

в) ребенок устал, хочет спать, он голоден: искорените причину, и истерика пройдет.

Главное средство от истерик – не впадать в такое же неистовство, пытаясь сохранять спокойствие, выразить свое сочувствие ребенку:

«Я понимаю, что ты сейчас злишься, потому что мы не можем купить тебе…», «Я знаю, как это обидно»; «Когда ты успокоишься, мы обсудим с тобой, что произошло».

Ребенок не услышит вас с первого раза, но, повторив эту фразу раз 20, вы достучитесь до своего малыша и он будет благодарен вам, что вы не дали волю своим чувствам (а как хотелось!). Договорите с ребенком, выясните причины его поведения.

Можно попытаться взять ребенка на руки, прижать к себе и ждать, когда все закончится, выражая свое сочувствие, желательно одной часто повторяющейся фразой.

По возможности забудьте, что на вас смотрят: Эти люди и сами не раз попадали в такую ситуацию. Конечно, объяснить что-либо громко кричащему ребенку очень трудно.

Когда буря грянула, не корите себя, не обвиняйте ребенка, его (бабушкин, дедушкин, папин, мамин, тетин) характер

Учите ребенка переживать и проживать неприятности, а не делать вид, что ничего не произошло. Даже дети 3 — 5-ти лет вполне способны понять логичные объяснения взрослых.

Помните, что никто не знает вашего ребенка так, как он себя. Вывод: чаще беседуйте с ребенком о его настроении, желаниях, интересах и обязанностях.

 

Рекомендуемая литература:

  1. Р. Хазиева «Детские капризы. Практическое руководство для родителей непослушных детей».
  2. Некрасова, Н. Некрасова «Что делать, если… Вас достали конфликты, капризы и детские вредности». Эта книга — практикум для родителей, подсказка, шпаргалка на каждый день.
  3. М. Дени «Капризы и истерики. Как справиться с детским гневом». Книга поможет понять, почему ребенок капризничает, и найти правильную линию поведения, когда эмоциональные качели раскачиваются слишком сильно.

Как научиться разговаривать с детьми на одном языке?

Доверие — залог здоровых семейных отношений и верный способ преодолеть все трудности и конфликты. Как сделать так, чтобы ребенок доверял родителям?

Советы родителям:

  1. Доверие.

Один человек учится доверять другому, основываясь на предыдущем опыте. Если подросток показывает, что способен вести себя разумно, заботиться о себе, следовать правилам и вносить свой вклад в общие семейные дела, он может рассчитывать на доверие родителей. Если родители хотят завоевать доверие подростка, они должны все время его поддерживать.

2. Оставайтесь на связи.

Очень важно, чтобы родители и подростки имели возможность проводить время вместе. Родителям бывает непросто поддерживать тесный контакт с подростком, который запрограммирован на отделение от них. Важно быть рядом и идти на открытый контакт. Обсуждать хорошее так же полезно, как и разбираться с конфликтами. Совместный досуг — это и разговоры ни о чем во время поездки в школу.

3.Проявляйте интерес.

Задавая вопросы и проявляя интерес к подростку, вы способствуете повышению его самооценки. Пусть все ваше внимание принадлежит ребенку, когда он с вами. Подросток должен знать, что всегда может рассчитывать на вашу поддержку, если возникнут проблемы. Очень важны открытость, безоценочный подход, готовность выслушать. Если вы заняты и не можете отвлечься, назначьте время для разговора.

4. Посмотрите на ситуацию с разных сторон.

Поговорите с друзьями о том, как они общаются со своими детьми-подростками. Вы увидите ситуацию с других ракурсов и поймете, какой подход вам ближе.

5. Попросите прощения, если ошиблись.

Все делают ошибки, но важно то, как человек их исправляет. Искренние извинения — лучший способ начать восстанавливать отношения после утраты доверия.

6. Примите их самостоятельность.

Все подростки стремятся стать более независимыми. Желание ломать рамки, ощущение, что твое развитие сдерживают, не так сильны, если веришь, что сам отвечаешь за свою жизнь и можешь принимать решения. Естественно, многих родителей эта перспектива беспокоит, но важно отпускать подростка, радоваться его успехам. Время от времени ребенок будет вас разочаровывать, и в таких случаях важно проговаривать это, вместе делая выводы на будущее. Тогда у всех появятся реалистичные ожидания.

7.Дайте детям личное пространство.

Все нуждаются в личном пространстве. Для подростка крайне важно иметь право на личную жизнь: установить замок на дверь комнаты, ежедневно рассчитывать на личное время. Избежать конфликтов помогут четко обозначенные, оговоренные и всеми одобренные границы. Некоторые родители, тревожась за состояние подростка, вторгаются в его личную жизнь (например, читают СМС в телефоне). Такие действия разрушают доверие и отношения в целом. Беспорядок в комнате подростка иногда очень раздражает родителей, но это его личное пространство, которое важно уважать.

8. Не критикуйте.

Призываем всех родителей быть бдительными с коварной привычкой критиковать и отзываться с сарказмом и пренебрежением. Следите за своим поведением, чтобы невзначай не посмеяться над своими детьми. Предоставляйте им свободу действий, когда они пытаются освоить новые навыки, даже если это означает, что они допустят несколько ошибок. Старайтесь не навешивать ярлыки и не давать нелестных характеристик. Некоторые дети могут быть довольно толстокожими, но всё же они сделаны не из чугуна. Дети составляют мнение о своей личности со слов родителей и, как правило, верят тому, что те говорят. Если же родители унижают детей шуточками, придирками и чрезмерным вмешательством, дети перестают им доверять. Без доверия нет близости, а значит, дети оспаривают советы и совместное решение проблем становится невозможным.

9.Проявляйте сочувствие.

Когда родители сочувствуют своим детям и помогают справиться с негативными чувствами, такими как гнев, печаль и страх, они создают взаимное доверие и привязанность. Уступчивость, послушание и ответственность рождаются из чувства любви и связи, которую дети ощущают со своими семьями.

Когда вы открываете сердце и чувствуете то же, что ваш ребенок, вы испытываете эмпатию, которая служит основой эмоционального воспитания. Если сможете разделить эмоцию со своим ребенком, несмотря на трудные или неудобные ощущения, то вам откроется возможность сделать и следующий шаг — использовать эмоциональный момент, чтобы установить доверие и предложить ему свое руководящее участие.

10.Задавайте правильные вопросы.

Желательно избегать вопросов, на которые вы уже знаете ответ. Так, вопросы «Во сколько ты пришла домой прошлым вечером?» или «Кто сломал лампу?» задают тон недоверия и провоцируют ребенка на ложь. Разговор лучше начать с прямого наблюдения, например: «Ты сломала лампу, и я очень расстроен» или «Вчера ты вернулась после часа ночи, я считаю, что это неприемлемо».

11.Будьте честны.

Кажется, что у большинства детей есть шестое чувство, когда их родители, особенно отцы, говорят им правду. Поэтому эмоциональное воспитание должно быть чем-то бóльшим, чем механическое произнесение фраз: «Я понимаю» или «Меня это тоже свело бы с ума». Правильные слова не сблизят вас с ребенком, если они не идут от сердца. Более того, жульничество может стать причиной утраты доверия и вбить клин в ваши отношения. Так что, прежде чем что-то сказать, удостоверьтесь, что вы действительно понимаете своего ребенка. Если вы не уверены, то просто говорите то, что видите и слышите. Задайте ребенку несколько вопросов, старайтесь держать линию связи открытой и ни в коем случае не фальшивьте.

12.Подарите детям ощущение безопасности в семье.

Когда ребенок чувствует, что окружающие его видят и всецело принимают, ему легко ощутить себя любимым и защищенным. Наверняка вам приходилось видеть, как малыши на детской площадке убегают посмотреть что-то новое, но оборачиваются, чтобы проверить, не ушли ли взрослые, и при этом верят, что не ушли. Именно такое ощущение безопасности — в психологии оно называется надежной привязанностью — лежит в основе способности любого ребенка смело шагать вперед в неизведанный мир. Благодаря надежной привязанности эмоциональная жизнь ребенка вплоть до подросткового возраста будет стабильнее, а это скажется и на взаимоотношениях во взрослом возрасте.

13.Обнимайте детей.

Прикосновение само по себе исцеляет. Исследования доказывают, что дети, которых обнимают и ласкают, растут более здоровыми и спокойными, чем те, кто лишен нежных прикосновений. Убедитесь, что ваш день наполнен объятиями.

 

Как помочь ребёнку избежать информационных рисков?

Развивайте доверительные отношения: важно, чтобы ребёнок чувствовал, что ваша цель не наказать, а помочь ему (тогда он сможет вам довериться).

Установите правила пользования Интернетом для всех электронных устройств: необходимо прийти к соглашению по следующим вопросам: что разрешено делать в Сети? Где можно пользоваться мобильными устройствами? Когда и сколько времени можно проводить в Интернете?

Регулярно разговаривайте об Интернете: расскажите ребенку об основных угрозах, с которыми он может столкнуться в Сети. Точная и достоверная информация — лучшее средство от онлайн-рисков.

Будьте в курсе событий ребенка в реальной жизни и виртуальном пространстве: искренне интересуйтесь активностью ребенка в Интернете, попросите его помочь вам завести аккаунт в социальной сети или игре, где он «обитает».

Расскажите о нормах онлайн-этикета: ребёнок должен понять, что анонимность в Сети — иллюзия, и любое действие навсегда оставляет свой след.

Объясните необходимость защиты персональной информации: любая личная информация, которую ребенок выкладывает в Сеть, может быть использована другими людьми против него (расскажите ему про средства защиты персональных данных, помогите установить настройки приватности на всех посещаемых ресурсах).

Проинформируйте о том, где можно получить помощь: если ребёнок столкнётся с проблемой в Сети, он может обратиться к администрации сайта, в службу техподдержки или к взрослому, которому он доверяет.

Станьте для ребенка примером ответственного онлайн-пользователя: повышайте свою цифровую компетентность и старайтесь сами соблюдать правила, которые установили для детей.

См. памятки по адресу:

https://clck.ru/JXbaX

 Вопросов к логопеду

Когда малыш мило «картавит» и не выговаривает половину звуков, взрослые только умиляются. Они не задумываются о том, что «трогательные» дефекты речи могут перерасти в серьезные проблемы.

  1. В каких случаях нужно обращаться к логопеду?

Если у ребенка к полутора годам не появляются первые слова, стоит показать его специалисту. Бывает также, что дети начинают говорить вовремя, но потом неожиданно замолкают. Такое явление нельзя игнорировать. Возможно, ребенок замолчал в результате психотравмы (это может быть сильный испуг, переезд, авария или даже поход к врачу) или органического поражения ЦНС.

Отсутствие речи (алалия) явление сейчас довольно распространенное.

Алалия – органическое поражение речевых зон коры головного мозга, которое произошло внутриутробно, во время родов или в первые 2-3 года жизни малыша. Поэтому игнорировать отсутствие речи у ребенка не стоит. Родители теряют драгоценное время, ведь чем раньше начнется логопедическая работа, тем более эффективной она будет.

Если у малыша страдает звукопроизношение, то к 4 годам также стоит обратиться к специалисту. Идти в этом случае к логопеду раньше нет смысла: возможно, ребенок самостоятельно освоит все звуки

  1. Могут ли родители сами исправить дефекты речи у малыша?

Самодеятельность в коррекционной работе не приветствуется. Родители не могут определить все проблемы и самостоятельно составить программу коррекционной работы. Ведь кроме звукопроизношения, могут быть нарушены и другие компоненты речи.

Все, что должны делать родители, так это качественно выполнять домашние задания вместе с ребенком.

  1. Логопед написал в карте «ЗРР». Что это значит?

ЗРР означает «задержка речевого развития». Такой диагноз могут поставить, если к году ребенок не произносит 10-12 слов, а к трем не овладевает фразовой речью.

ЗРР определяют у детей в возрасте до 3 лет. Но если в дальнейшем задержка в развитии остается, то диагноз уточняют. Это может быть сенсорная или моторная формы алалии.

Задержка развития речи может быть спровоцирована нарушением слуха. Часто под задержкой речевого развития «маскируется» аутизм.

  1. Что такое ОНР и можно ли его исправить?

ОНР расшифровывается как «общее недоразвитие речи». Это значит, что у ребенка есть проблемы не только со звукопроизношением, но и маленький словарный запас, его речь неправильна, может быть нарушено фонематическое восприятие и слоговая структура слова.

Если малышу поставили ОНР, с ним должен заниматься специалист. Речь и мышление взаимосвязаны. Отставание в развитии речи может «затормозить» развитие мышления.

Чтобы снять диагноз ОНР, потребуется комплексная работа с логопедом, психологом, иногда с неврологом, нейропсихологом и дефектологом. Бывает, что ребенок расстается с диагнозом за год, а бывает, что трудиться приходится до 10-11 лет.

  1. Может ли речь ребенка совсем испортится в окружении плохоговорящих детей …

Нельзя полностью исключить вероятность того, что на начальном этапе ребенок станет подражать кому-либо из детей, с кем проводит значительную часть времени и чья речь значительно хуже, чем у него. Но это происходит редко, и по мере обучения и собственные, и приобретенные ошибки будут исчезать.

  1. Моему ребенку поставили ФФНР –     стоит ли бить тревогу?

ФФНР — фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Это значит, что у ребенка страдает как звукопроизношение, так и звукоразличение, например, он может путать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные.

Исправлять ФФНР стоит обязательно. В дальнейшем оно может создать трудности в обучении чтению и письму, привести к дисграфии.

  1. С какими проблемами чаще всего обращаются к логопедам?

В настоящее время очень часто мы встречаемся с  проявлениями алалии, дизартрии и дисграфии. Также наблюдается вспышка заикания. И если раньше чаще всего с заиканием сталкивались дети 5-7 лет, то в последнее время к логопеду обращаются и 10-12-летние подростки. Хотя в этом возрасте нервная система должна быть уже устойчивой.

И с какой бы Вы проблемой не столкнулись, идите к врачу. Не оставляйте без внимания проблем своего ребенка, боритесь за него до конца. Нужно верить и работать – только так можно добиться результатов.

Желаем Вам успехов!

Дата размещения: 04.09.2019


НОВОСТИ
Архив новостей